Степной город мой, родные пенаты. А мы – твои лишь солдаты

Крепость имени Святой ЕлисаветыКрепость имени Святой Елисаветы

Кировоград – ныне г.Кропивницкий, областной центр Украины. Когда-то он назывался Елисаветград.
И очень долго считался захолустным городком. В верхней части своей он утопал в садах. А улицы, расположенные вдоль мелкого Ингула, месяцами не высыхали после его весенних разливов. Моя родная улица называлась Болотной. Другого названия не помню. Перед окнами – река. Рядом – заболоченный овраг и мастерские по ремонту телег, которые стояли вдоль дома. Однажды ребята запряглись в оглобли и стали катать нас, малышей, но не справились с управлением и перевернули воз в овраг. Еле вытащили нас, полуживых, из липкой грязи.

Мама и я в 1940 году
Мама и я в 1940 году

В Кировограде окончил 6 классов украинской школы. Учебу любил. Но поведение отмечалось не в лучшую сторону. В чём оно выражалось осталось за шлюзами моей памяти. Могу только представить: отец, ремесленик, жестянщик по специальности, кормилец всей семьи, рано умер, мама осталась с четырьмя детьми, я – самый младший среди сестер, которые тоже учатся и работают и пытаются устроить свою жизнь. Кто мог заниматься моим воспитанием и учёбой? Но почему-то в нашей пролетарской семье всегда были книги. Толстой. Чехов. Котляревский, Шевченко… Они – наши главные учителя. И мы их читали. Сами. И друг другу вслух. Спустя много лет я приехал в родной город. Зашел в квартиру, где прошло моё детство. Там поселились бывшие соседи, которые после нашей эвакуации в годы войны. немедленно её захватили, с мебелью, с домашней утварью, с нашими вещами, с библиотекой книг…

М.М. Ружанский, подполковник-инженер 1970 год
М.М. Ружанский, подполковник-инженер 1970 год

Но я увидел 12-ти томник Л. Н. Толстого. И я им всё простил. За то, что сохранили книги. Значит, озверели не до конца. Их дети будут другими, лучше. Так мне думалось.

Рожденный в нашем городе Дон - Аминадо - Аминодав Пейсахович
Рожденный в нашем городе Дон – Аминадо – Аминодав Пейсахович

Рожденный в нашем городе Дон – Аминадо – Аминодав Пейсахович Шполянский (1888 – 1957) – сатирик и лирик, рассказчик и мемуарист, “белоэмигрант” – писал о Елисаветграде: “Небольшой городок, забытый на географической карте, где-то в степях Новороссии… переполняет сердце волнующей нежностью, сладкой болью.”
Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде, учился юриспруденции в Одессе и Киеве, в 1910г. переехал в Москву и занялся адвокатской и писательской деятельностью.
Прославился он благодаря сатирическим рассказам и остроумным высказываниям. Умение подмечать человеческие слабости и облекать их в короткую форму сделало Дона-Аминадо великим сатириком.
В Советском Союзе Дон – Аминадо не печатали. Еще бы ! Ведь его сатира была антисоветской:
В смысле дали мировой
Власть идет непобедима
От Дахау до Нарыма
Пересадки никакой.
И антисталинской:
– И Сталин, пастырь волчих стай.
Приехав в Америку, я прочитал всего Дон – Аминадо. И нашел такие его интересные советы: “Непременно изучайте английский язык. Способов изучения – тьма, но самый популярный и простой – это после 14 часов работы на фабрике посещать бесплатные курсы для взрослых. Через 3 месяца вы умрете от истощения. но зато с просветленным и твердым сознанием, что ЭЙЧ не всегда произносится так, как пишется”. (1926-1927).
А его пародии на рекламные объявления в газетах до сих пор не потеряли свою злободневность:
– Ищут тихого злодея.
Есть старушка. Есть идея.
..Холостяк былой закваски – жаждет ласки.
..Сдается дом с гаражем с правом пользования пляжем, непосредственно из спальни вид на женские купальни.
А такую фразу:
– Жорж, прощай. Ушла к Володе. Ключ и паспорт на комоде.
Ирина Одоевцева охарактеризовала как “целый эмигрантский роман в двух строчках”.
Его остроумные афоризмы и сейчас пользуются популярностью. Вот некоторые из них:
– бросая утопающему якорь спасения, не старайтесь попасть ему непременно в голову,
– в политической экономии есть два метода: европейский – отложить и русский – одолжить,
– вставайте с петухами, ложитесь с курами, но остальной промежуток времени проводите с людьми,
– для того, чтобы не сделать ни одного ложного шага, надо всё время топтаться на месте,
-для того чтобы стать настоящей душой общества, надо не щадить ни души, ни общества,
-живя в болоте, ты не рискуешь, что тебя захлестнет волна,
– когда говорят – договор дороже денег, то имеют в виду инфляцию,
– лежачего не бьют, а терпеливо дожидаются, пока он встанет.
Многие его стихи я перечитывал по несколько раз. Как это, например.
ВЕСЕННИЙ БАЛ
Если вам семнадцать лет,
Если вас зовут Наташа,
То сомнений больше нет,
Каждый бал стихия ваша! …                                  Если вам до тридцати
Не хватает только года,
Вы обязаны пойти!
В тридцать лет сама природа
Говорит душе: цвети!..
Тридцать лет есть полпути,
Силы требуют исхода,
Сердцу хочется цвести,
Сердцу меньше тридцати —
И ему нужна свобода.
Призрак осени у входа. …
Если ж вам до сорока
Только месяц остается,
Все равно!.. Бурлит, несется
Многоводная река.
Надо жить и плыть, пока…
Надо жить, пока живется…
Если ж вам за пятьдесят,
Знайте, жизни добрый Гений
Может долго длить закат,
Бодрых духом поколений!
Тяжек, сочен плод осенний.
Вечер есть пора свершений.
В седине есть аромат
Поздних, сладостных цветений
В наслоении декад —
Простота проникновений.
Пусть горит, горит закат
Все безумней, все блаженней…
Всех, кому за пятьдесят,
Я зову на Бал Весенний!.

КропивницькийМарко Лукич
КропивницькийМарко Лукич

Кропивницкий Марк Лукич (1840-1910) родился в селе Бежбайраки недалеко от Елисаветграда.
Выдающийся украинский театральный режиссер, актер и драматург, один из основателей украинского театра. Он автор знаменитых драм “Дай серцю волю, заведе в неволю”, “Доки сонце зійде, роса очі виїсть”, …
Как режиссер Кропивницкий создал школу сценического искусства, основанную на щепкинских требованиях к театру. Под руководством Кропивницкого начали творческий путь такие театральные корифеи как Николай Садовский, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский.
В золотой фонд украинского театра вошли и образы, созданные Кропивницким на сцене. В бессмертной “Наталке Полтавке” Котляревского он сыграл Выборного, в “Тарасе Бульбе” – Тараса Бульбы..
Кропивницкий известен как автор песен. Талант его проявился во время создания лирических песен “За сонцем хмаронька пливе”, “Де ти бродиш моя доле» и “Соловейко”. Многие его вокальные произведения популярны и сейчас.
Благодарные потомки называют Кропивницкого “украинским Шекспиром”. За свою жизнь Кропивницкий исполнил от 500 до 700 ролей. Кроме того, он стал автором 50 пьес, руководил сценическими постановками десятков драматургических произведений.
В Украине Кропивницкий стал отцом профессионального театрального искусства. В Великобритании на профессиональный уровень театр вывел Шекспир, который в родной стране почитается на государственном уровне. Украина тоже гордится своим основателем театра.
Театр Кропивницкого вошел в число лучших национальных театров Европы и получил мировую славу. Театральная труппа режиссера с неизменным успехом давала гастроли по всей территории царской России, а также в Минске, Варшаве, Тифлисе, Галичине, на территории Австро-Венгрии.
Просветитель Кропивницкий максимум усилий приложил для того, чтобы как можно больше украинцев могли самостоятельно ознакомиться с произведениями Тараса Шевченко, Ивана Франко, Марко Вовчок и других талантливых писателей. Задача была непростой, поскольку большинство населения в то время было неграмотным.
Драматург Кропивницкий в своих произведениях демонстрирует знание устройства человеческой души. Он акцентировал внимание на социальные конфликты.
Особенностью драматургических произведений Кропивницкого является то, что в них автор главную роль отводит своему любимому герою, простому украинскому крестьянину. Демонстрация переживаний и моций,свойственных обычному человеку, находила положительный отклик в сердцах украинцев.
Режиссер Кропивницкий впервые приблизил украинский театр к народу. Такое изменение театрального искусства стало шагом сенсационным. Очень часто Марк Лукич говорил, что и режиссер, и актеры должны хорошо знать жизнь народа и находить в ней образы, которые помогают более точно и правдиво открывать всю глубину сценического образа.
Кропивницкий утверждал, что все элементы спектакля должны служить только одной цели – помогать раскрывать содержание драматургического произведения. Одинаково внимательно Кропивницкий следил за гармонией текста, движения, интонации, мимики, грима, костюмов, сценографии и музыкального оформления. Согласно замыслу режиссера, все эти элементы должны создавать единый образ.
Актер Кропивницкий создал на сцене более 500 образов. За долгое время работы в разных театрах он исполнял роли в постановках произведений украинских, российских и западноевропейских писателей. По разным подсчетам, Кропивницкий исполнил от 500 до 700 ролей.
Даже в XXI веке прогрессивные идеи Кропивницкого сохраняют актуальность.
Меценат и благотворитель. Нередкими были случаи, когда Кропивницкий отказывался от собственного гонорара, чтобы оказать помощь многочисленным театральным труппам, в спектаклях которых принимал участие. Кроме того, он с радостью принимал у себя дома коллег по сценическому цеху и представителей других творческих профессий. На своем хуторе “Уют” Кропивницкий разрешал проживать на условиях полного пансионата творческим людям длительное время. Известно, что долго у популярного театрала жили родные Тараса Шевченко, а также композитор Николай Лысенко.
При возможности и бедные крестьяне получали посильную помощь от режиссера. Бытовая помощь вместе с просветительством позитивно влияли на качество жизни крестьян.
Кропивницкого называют примером гражданского подвига обычного человека. Царь Александр III под впечатлением от спектакля труппы Кропивницкого предложил режиссеру играть в императорском театре.
В случае согласия Кропивницкий мог рассчитывать на беззаботную жизнь обеспеченного и известного человека. Однако от предложения царя режиссер отказался.
Марк Лукич руководил театром и занимался обучением будущих актеров и режиссеров, талантливых учеников искал, как правило, среди народа.
Кропивницкого называют выдающимся мастером разговорного жанра. Он своими выступлениями захватывал внимание публики полностью.
Кропивницкий является основателем единственного во всей Российской империи театра для детей.
Пресса Петербурга называла Кропивницкого “солнцем Украины”. Произведения Кропивницкого журналисты сравнивали с блестящими творениями мировой литературы.
В драматургии Кропивницкого наблюдается проочная связь с украинским фольклором и лучшими образцами украинской литературы – творчеством Ивана Котляревского, Григория Квитки-Основьяненко, Тараса Шевченко, Николая Гоголя. В то же время ощущается влияние на произведения драматурга творчества классиков мировой литературы – Уильяма Шекспира, Жана-Батиста Мольера, Оноре де Бальзака, Александра Грибоедова, Льва Толстого.
Умер Марк Лукич Кропивницкий 8 (21) апреля 1910 года по дороге из Одессы, куда ездил на гастроли.

Юрий Карлович Олеша
Юрий Карлович Олеша

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) тоже родился в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов. Родным языком Юрий считал польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий Олеша поступил в знаменитую Ришельевскую гимназию, В годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение “Кларимонда” (1915) опубликовано в газете “Южный вестник”. Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу “Коллектив поэтов”.
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.
В этом же году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в газете железнодорожников “Гудок” (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).
В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку “Три  толстяка”. Про революцию. Про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди. Про то, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок. И как весь народ порабощённой страны становится свободным.
В 1927 году в журнале “Красная новь” опубликован роман “Зависть”, который считается одним из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке “Три толстяка”, резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют “Зависть” вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу “Заговор чувств”.
Как пишут о нём исследователи “В пейзаж сталинской литературы Олеша вписаться не смог.”
В последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений .
“Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды”, — писал о нём Виктор Шкловский.
Слишком ясна стала невостребованность в новом советском государстве его героев-мечтателей.
Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: “Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику”.
Имя Юрия Олеши носит одна из улиц в Гродно, откуда происходит род писателя, и улица в Одессе, где писатель провел детство и юность.
Но в Кропивницком, где он родился, его помнят.

Арсений Александрович Тарковский
Арсений Александрович Тарковский

 

“Все меньше тех вещей, среди которых
Я в детстве жил, на свете остается.
Где лампы-“молнии”? Где черный порох?
Где черная вода со дна колодца?.”(А. Тарковский.)

Арсений Александрович Тарковский (1907 -1989), Елисаветград, Херсонская губерния — русский поэт и переводчик с восточных языков.
Арсения Тарковского некоторые российские литературоведы называют последним поэтом “Серебряного века”.
Маленьким мальчиком Арсений Тарковский вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера приезжих столичных знаменитостей — Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба. Они оказали сильное влияние на будущего поэта.
В 1923 году Арсений закончил профтехшколу в Елисаветграде и уехал в Москву к сестре своего отца. В 1925 году поступил учиться на Высшие литературные курсы Литературного института.
По словам самого поэта, стихи он начал писать “с горшка”. Однако первые публикации Тарковского — четверостишие “Свеча” (сборник «Две зари», 1927 год) и стихотворение “Хлеб” (журнал “Прожектор”, № 37, 1928 год) — состоялись уже в Москве.
В 1924—1929 Тарковский – сотрудник газеты “Гудок”, автор судебных очерков, стихотворных фельетонов и басен.
В 1931 году Тарковский работал на Всесоюзном радио старшим инструктором-консультантом по художественному радиовещанию, писал пьесы для радиопостановок.
С 1933 года Тарковский занимается художественным переводом.
27 февраля 1940 года состоялось заседание Президиума Союза советских писателей, на котором поэта принимают в Союз писателей.
Начало войны (1941-1945) застало Тарковского в Москве. Тарковский прошёл вместе с московскими писателями военное обучение. По заключении медкомиссии, мобилизации в действующую армию он не подлежал.
Тарковский написал в Президиум Союза писателей около одиннадцати писем-заявлений с просьбой направить его на фронт. Приказом Народного Комиссариата Обороны за № 0220 он “зачислен на должность писателя армейской газеты” и с января 1942 по декабрь 1943 года работал военным корреспондентом газеты 16-й армии “Боевая тревога”.
На передовую для сбора информации Арсений Александрович ходил, либо ездил через день. Тарковскому не раз довелось участвовать в боевых действиях. 7 апреля 1943 его награждают орденом Красной Звезды.
Как корреспонденту фронтовой газеты, ему приходилось работать в разных жанрах — на страницах “Боевой тревоги” печатались стихи Тарковского, воспевавшие подвиги солдат и офицеров, частушки, басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты выреза́ли его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких, что можно назвать самой большой наградой для поэта. По приказу командующего фронтом генерала Баграмяна Тарковский написал песню “Гвардейская застольная”, которая пользовалась большой популярностью в армии. Несмотря на трудные условия военного быта и на повседневную работу для газеты, Тарковский продолжал писать стихи: “Белый день”, “На полоски несжатого хлеба…”, “Ночной дождь”и др.
13 декабря 1943 года Тарковского ранили разрывной пулей в ногу.
В 1945 году поэт по направлению Союза писателей ездил в творческую командировку в Тбилиси, где работал над переводами грузинских поэтов, в том числе Симона Чиковани.
В1958 году им написано около сорока стихотворений: “Оливы”, “Вечерний, сизокрылый…”, “Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…” и другие.
В 1962 году, когда Арсению Александровичу исплнилось уже 55 лет, вышла его первая поэтическая книга “Перед снегом”. В конце августа того же года его сын кинорежиссёр Андрей Тарковский получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля.
В 1960-е годы вышли ещё две книги Тарковского: в 1966 году — “Земле — земное”, в 1969 — “Вестник”.
В 1966—1967 годах он вёл поэтическую студию при Московском отделении Союза писателей. Он посещает в составе писательской делегации Францию и Англию.
В 1971 году Тарковскому присуждена Государственная премия Туркменской ССР им. Махтумкули. В 1974 году вышла первая книга избранных стихов Тарковского – “Стихотворения” с предисловием Маргариты Алигер, в которую вошли произведения, написанные им с 1929 по 1971 годы. В 1977 году, в связи с семидесятилетием Тарковского, советское правительство наградило его орденом Дружбы народов.
В 1978 году в Тбилиси в издательстве “Мерани ” вышла книга Тарковского “Волшебные горы”, в которую наряду с его оригинальными стихотворениями включены переводы грузинских поэтов.
В начале 1980-х гг. вышли  книги Тарковского:  — “Зимний день”,  — “Стихи разных лет”…
Усилиями Секретариата Союза кинематографистов СССР имя Андрея Тарковского,”невозвращенца”, начало возвращаться на родину. Это сняло опалу и с отца. В связи с восьмидесятилетием Арсений Александрович награждён в 1987 году орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышли сборники Тарковского, “От юности до старости” и “Быть самим собой» .
Вышедшая в апреле 1989 года книга «Звёзды над Арагацем» (Ереван, изд. «Советакан Грох») – последнее прижизненное издание поэта.
Вот одно из лучших его стихотворений, ставшее песней.
“Вот и лето прошло, будто и не бывало”…
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
В ноябре 1989 года Постановлением Правительства СССР Арсению Тарковскому посмертно присуждена Государственная премия СССР за книгу “От юности до старости”.
В Кропивницком именем Арсения Тарковского названа улица, бывшая Володарского.

 

Демьян Бедный
Демьян Бедный

Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов)
( 1883 -1945) родился в селе Губовка, Александрийского уезда, Херсонской губернии, ныне Кропивницкой области, в семье крестьянина. Писатель, поэт, общественный деятель.
“Мой твердый, четкий стих –
Мой подвиг ежедневный.
Родной народ, страдалец трудовой,
Мне важен суд лишь твой.
Ты мне один судья прямой, нелицемерный,
Ты, чьих надежд и дум я –
выразитель верный,
Ты, темных чьих углов я –
«пес сторожевой»!” (Демьян Бедный)
Награды: Орден Ленина — 1933г., Орден Красного Знамени — 1923г.
Член РСДРП(б) с 1912 года, в 1938 году исключён из партии, восстановлен посмертно (1956).
Ефим Придворов в 1896—1900 годах учился в Киевской военно-фельдшерской школе, в 1904—1908 годах – на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Его первые стихи опубликованы в 1899 году. В качестве псевдонима (“Бедный”) взял деревенское прозвище своего дяди, народного обличителя и атеиста; этот псевдоним впервые появился в стихотворении “О Демьяне Бедном, мужике вредном” (1911), Первая книга “Басни” издана в 1913 году. В дальнейшем Демьян Бедный написал большое количество басен, песен, частушек и стихотворений в других жанрах
М. Л. Гаспаров в Большой российской энциклопедии высоко оценивает поэтические способности Демьяна Бедного:
“Его стиль — афористические, сразу запоминающиеся строчки, предельно простой язык, традиционный набор легкопонятных образов и привычных жанров (басня, песня); интонация прямого разговора с читателем, юмор скорее добродушный, чем злой; разговорный стих — басенный или фольклорный; замечательно тонкий слух (классическая точность рифм — уникальная в XX веке).”
В 1914 году с началом Первой мировой войны мобилизован в армию, участвовал в боях, награждён Георгиевской медалью за храбрость. В 1915 году переведен в резервную часть, а позже уволен в запас.
Февральская революция 1917 года застала Демьяна Бедного в Петрограде, где он стал активно сотрудничать с организованной в марте большевистской газетой “Известия”, а позднее — с другой большевистской газетой, “Правда”. По воспоминаниям Бонч-Бруевича, басни и фельетоны Демьяна Бедного очень понравились Ленину, который вскоре лично познакомился с поэтом и неоднократно цитировал его стихи в своих выступлениях.
“Чтоб я не бил по дичи мелкой, а бил по зубрам бы, бродившим по лесам, и по свирепым царским псам, моею басенной пристрелкой руководил нередко Ленин сам…”
В годы гражданской войны Бедный вёл агитационную работу в рядах РККА. В своих стихотворениях тех лет превозносил Ленина и Троцкого.
Общий тираж его книг в 1920-е годы превысил два миллиона экземпляров. Нарком культуры А. В. Луначарский оценил его как великого писателя, равного Максиму Горькому. Призывы руководителя РАППа Л. Л. Авербаха к «повсеместному одемьяниванию советской литературы» для многих пролетписателей фигура Демьяна в качестве литературного эталона была неприемлема.
“Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.”
Сергей Есенин “Стансы”. 1924г.
Пролеткультовцы жаловались на «лже-пролетарское засилие в стихах» демьянов бедных. Представителей ЛЕФа и других авангардистских течений раздражал воинствующий дилетантизм, “кондовость” Бедного, поверхностность его тем и идей, шаблонность образов и речи и вообще отсутствие поэтического мастерства.
О художественных достоинствах своих произведений он и сам отзывался впоследствии критически:
– Пою. Но разве я “пою”?
Мой голос огрубел в бою,
И стих мой… блеску нет в его простом наряде…
Я возвышаю голос мой —
Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный.
Наследья тяжкого неся проклятый груз,
Я не служитель муз:
Мой твердый, четкий стих — мой подвиг ежедневный.-
Хвалебные слова Троцкого о нем; «это не поэт, приблизившийся к революции, снизошедший до неё, принявший её; это большевик поэтического рода оружия”, потом навредили ему.
Популярность Демьяна Бедного была невероятной.
Телеграмма-молния
МОСКВА. Д. БЕДНОМУ.
Задули первую домну. К дню выдачи чугуна ждем твоей ответной продукции.
Кузнецкстрой.
Даже Борис Пастернак, собрат с другой поэтической планеты, выразился так: “Наверное, я удивлю вас, если скажу, что предпочитаю Демьяна Бедного большинству советских поэтов. Он не только историческая фигура революции в ее драматические периоды, эпоху фронтов и военного коммунизма, он для меня Ганс Сакс нашего народного движения. Он без остатка растворяется в естественности своего призвания, чего нельзя сказать, например, о Маяковском, для которого это было только точкой приложения части его сил. На такие явления, как Демьян Бедный, нужно смотреть не под углом зрения эстетической техники, а под углом истории. Мне совершенно безразличны отдельные слагаемые цельной формы, если только эта последняя первична и истинна. Если между автором и выражением ее не затесываются промежуточные звенья подражательства, ложной необычности, дурного вкуса, то есть вкуса посредственности, так, как я ее понимаю, мне глубоко безразлично, чем движется страсть, являющаяся источником крупного участия в жизни, лишь бы это участие было налицо…”
В 1929 году Демьян Бедный работал уполномоченным по проведению коллективизации в селах Петровка, Успеновка,
6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) своим постановлением осудил стихотворные фельетоны Бедного “Слезай с печки” и “Без пощады”, опубликованные в “Правде”. Критика касалась двух тем: “за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании „России“ и „русского“; кроме того, последний фельетон упоминал восстания в СССР и покушения на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как “ложные слухи”. В постановлении говорилось: “ЦК надеется, что редакции „Правды“ и „Известий“ учтут в будущем эти дефекты в писаниях т. Демьяна Бедного».
Бедный стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни (“Диво дивное коллективное”, “Ёж” и др.). В стихах 1930-х годов Демьян постоянно цитирует Сталина, а также использует слова Сталина в качестве эпиграфов. Троцкого уже критикует:
“Троцкий — скорей помещайте портрет в “Огоньке”.
Усладите всех его лицезрением!
Троцкий гарцует на старом коньке,
Блистая измятым оперением…”
В стихотворениях “Пощады нет!” (1936) и “Правда. Героическая поэма” (1937) беспощадно заклеймил Троцкого и троцкистов, назвав их иудами, бандитами и фашистами.
К 50-летию (1933) поэт награждён орденом Ленина.
Тем не менее партийная критика Демьяна продолжалась, на I съезде советских писателей (1934 год) его обвинили в политической отсталости.
В июле 1938 года Демьян Бедный исключён из ВКП(б) и из Союза писателей с формулировкой “моральное разложение”. Его перестали печатать.
С началом Великой Отечественной войны его публикации возобновились.
Эх, махорочка душиста,
Хорошо ее курнуть…
Бей проклятого фашиста,
Не давай ему вздохнуть!…

…Слушай, дядя Ферапонт:
Шлите валенки на фронт!
Шлите срочно, дружно!
Это — то, что нужно
В антифашистских стихах и баснях Бедный, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит в свой народ, и при этом продолжал восхвалять Сталина. Однако новые стихи Демьяна так и остались незамеченными,
Умер Д. Бедный в Москве, в 1945г.
“Не плачьте обо мне, простершемся в гробу,
– я долг исполнил свой, и смерть я встретил бодро.
Я за родной народ с врагами вел борьбу,
я с ним делил его геройскую судьбу,
трудяся вместе с ним и в непогодь и в вёдро”.
1945. Автоэпитафия.
В моей памяти он остался автором вот этого стихотворения философского, чисто крыловского;
ПЧЕЛА
В саду зеленом и густом
Пчела под розовым кустом
Заботливо и радостно жужжала.
А под кустом змея лежала.
“Ах, пчелка, почему, скажи, судьба твоя         Счастливее гораздо, чем моя?”
Сказала так пчеле змея:
“В одной чести с тобой мне быть бы надлежало.              

 Людей мое пугает жало,
Но почему ж тогда тебе такая честь
И ты среди людей летаешь так пр                        И у тебя ведь жало есть

Которым жалишь ты, и жалишь очень больно!”
“Скажу. Ты главного, я вижу, не учла,-
Змее ответила пчела,-
Что мы по-разному с тобою знамениты,
Что разное с тобой у нас житье-бытье,
Что ты пускаешь в ход оружие свое
Для нападения, я ж – только для защиты”.