Введение.
Метрополитен-музей (Metropolitan Museum of Art), расположен в Нью-Йорке на восточной стороне Центрального парка в Манхэттене. Место это известно, как Музейная миля (Museum Mile), так как здесь расположены 10 первоклассных музеев города.
Во второй части обзора Метрополитен музея мы познакомимся со следующими пятью отделами этого замечательного музея:
1. Отдел Американской живописи, скульптуры и декоративного искусства.
2. Коллекция Роберта Лемана, в которой представлено искусство различных жанров и направлений.
3. Отдел Европейской живописи, скульптуры и декоративного искусства.
4. Отдел современного искусства.
5. Отдел оружия и доспехов.
6. Как добраться до музея и о билетах в музей.
1. Отдел Американской живописи, скульптуры и декоративного искусства.
Долго считавшаяся бедной падчерицей европейского искусства, американская живопись может похвастаться целым рядом выдающихся имен и творений, и большая их часть ныне представлена в новой экспозиции.
Всего залов американской живописи- 26. Расположенные в хронологически-тематическом порядке, они проведут вас по всей истории Америки . Ее корни – в Англии, откуда прибывали первые художники и куда уезжали учиться молодые американцы.
Американское крыло занимает три этажа музея.
Отдел ” Искусство США”, раскрывающий художественную жизнь Америки 18–20 вв., был основан в 1948 году. Еще в 1906 году Джордж А.Херн (1835–1913) и его сын Артур пожертвовали музею деньги на приобретение произведений американских художников. За полвека приобретательской деятельности музей обогатился такими авторами, как: Дж.С.Копли, Г.Стюарт (1755–1828), М.Прэтт (1734–1805), Дж.Одюбон, У.Маунт (1807–1869), Дж.-К. Бингем (1811–1879), Дж. Уистлер, У.-М.Чейз (1849–1916), М.Кэссет (1844–1926), Дж. С.Сарджент, У.Хомер, Т.Икинс, Р.Генри (1865–1916).
Секция “Американской живописи и скульптуры” содержит более тысячи картин, включая первый портрет Джорджа Вашингтона работы одного из самых известных американских художников Гильберта Стюарта.
Первой скульптурой, появившейся в музее, стала аллегория скульптора Хирама Пауэрса “Калифорния”. Изготовленная из мрамора фигура женщины служит олицетворением погони людей за удачей.
Описание:
В 1855 г. Хирам Пауэрс завершил работу над своим творением “Калифорния“, первоначально озаглавленным “Ла-Дорадо“, в его студии во Флоренции. Аллегорическая фигура женщины стоит в заповедной позе и с бдительным выражением, держа стержень в ее левой руке,…направляя его вниз к земле, под большой кристалл кварца, который поддерживает скульптуру. В левой руке у неё палочка шахтера, или скипетр “Калифорния”. В правой руке, которая проходит сзади, есть ветка с шипами, ибо она богиня шахтеров, или”Fortune”, и, как обычно представляют ” Фортуну ” – это богиня с хорошим- в одной руке и злом в другой.. .
В двух отделениях, расположенных в нескольких огромных залах, кроме работ американских скульпторов и художников представлены шедевры прикладного искусства коренного населения Североамериканского континента, коллекции серебряных украшений и работ из стекла.
Секцию “Американское декоративное искусство” многие музейные специалисты называют жемчужиной Музея Метрополитен. Она включает около 12 тыс. предметов , начиная с конца 16 века. Коллекция экспонируется более чем в двадцати залах.
Всего же в двух экспозициях насчитывается более тринадцати тысяч экспонатов, большинство из которых являются уникальными.
Один из обязательных к просмотру экспонатов — уникальный витраж Луи Тиффани.
Отдел американского искусства открылся в музее еще в 1924 году, но долго состоял только из произведений прикладного искусства. Залы американской живописи были добавлены в 1980 году, находились на нескольких этажах, были тесными и не слишком светлыми.
Несколько лет назад экспозицию всего отдела закрыли на реставрацию, существенно перетряхнули и освежили. Теперь всякий, кто приходит в залитый дневным светом Энгельхарт-корт, невольно ахает при виде мозаик Тиффани, неоклассицистских порталов и скульптур эпохи «американского ренессанса», а тот, кто пройдет чуть дальше, увидит и восхитится комнатами, воссоздающими интерьеры американских жилищ разных времен и стилей: от колониальной эпохи до Франка Ллойда Райта.
В Музее Метрополитен, после нескольких лет ремонта, открылись новые залы Американского крыла. В них впервые с такой полнотой и последовательностью представлены живопись и скульптура, созданные американскими мастерами на протяжении двух с половиной веков – с конца 17-го века до Gilded Age, от первых портретистов — до Сарджента, Уистлера, Чессама и даже американских урбанистов 1920-х годов.
2. Коллекция Роберта Лемана, в которой представлено искусство различных жанров и направлений.
Коллекция Роберта Лемана часто описывается как одна из самых обширных и впечатляющих частных коллекций произведений искусства в мире.
Несколько лет председателем правления МЕТа был банкир и общественный деятель Роберт Леман. Принадлежавший ему четырехэтажный особняк на Вест 54-й улице был заполнен произведениями искусства XIV—XX веков: живопись, графика, керамика, бронза. Завещание банкира обязывало музей показывать всю коллекцию целиком, и дирекция МЕТа даже подумывала об открытии филиала в доме Леманов. Потом в музейном ансамбле открыли павильон, залы которого воспроизводили интерьер лемановского особняка.
Этот павильон был открыт в 1974 году и сразу стал пользоваться особенным вниманием посетителей. Экскурсоводы объясняют этот успех тем, что в павильоне сочетаются “домашний уют” и музейные условия хранения таких картин, как “Святой Иероним в облачении кардинала” Эль Греко, “Портрет принцессы де Брольи” Энгра и “Две девочки у рояля” Ренуара.
После смерти банкира Роберта Лемана в 1969 году его Фонд пожертвовал 2600 произведений искусства музею. Размещенный в “крыле Роберта Лемана“, музей ссылается на сборник как “одну из самых необычных частных коллекций произведений искусства, когда-либо собранных в США “. Чтобы подчеркнуть личную коллекцию Роберта Лемана, “МЕТ” показал её в ряде галерей, как интерьер богато украшенного таунхауса Лемана; это намеренное разделение коллекции как “музея в музее” встретилось со смешанной критикой и одобрением и показ коллекции рассматривался как переворот для “МЕТ“. В отличие от других отделов “МЕТ“, коллекция Robert Lehman не концентрируется на конкретном стиле или периоде искусства; скорее, она отражает личные интересы Лемана. Леман, как коллекционер, сосредоточен в основном на картинах итальянского Возрождения, особенно сиенской школы. Картины в коллекции включают шедевры Боттичелли и Доменико Венециано, а также работы значительного числа испанских художников Эль Греко и Гойя. Среди них сборник произведений Лемана “Старые мастера”, в котором представлены работы Рембрандта и Дюрера.
В открывшемся в 1975 павильоне Лемана выставлены произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики 14–19 вв. из Европы: С. Боттичелли “Благовещение” (ок. 1490), Дж. Беллини “ Мадонна с младенцем” (ок. 1460), Г.Мемлинг ” Благовещение” (1482) и ” Портрет молодого человека” (1470–1475), Эль Греко “Св. Жером “(ок. 1577), Рембрандт ван Рейн ” Портрет Жерарда де Ларесса “ (1665), К.Коро ” Диана и Актеон “ (1836), К.Моне ” Пейзаж близ Заандама “(1871), О.Ренуар “Маленькая купальщица “ (1892), Э.Дега ” Пейзаж “ (около 1898).
3. Отдел Европейской живописи, скульптуры и декоративного искусства.
Отдел Европейской скульптуры и декоративного искусства, открытый в 1907, включает в себя произведения европейских мастеров 15–19 вв. Скульптура: Андреа Делла Роббиа “Мадонна с младенцем” (ок. 1470–1475), Жан Лоренцо Бернини “Вакханалия”, Антонио Канова “Персей с головой Горгоны Медузы” (1790–1800), Жан Антуан Гудон “Бюст Дидро” (1773), Эдгар Дега “Маленькая балерина” (1880–1881), Огюст Роден “Адам” (1880).
В музее находятся коллекции гобеленов, европейской мебели, интерьеров из Италии, Франции, Англии 17–18 вв., патио из Велес Бланко (1506–1515), предметы декоративно-прикладного искусства из серебра, золота, эмали, слоновой кости, собрание стекла и фарфора.Полнотой и богатством отличаются все разделы: Возрождение, Нидерланды, Голландия и Фламандия, Германия и Англия.
Еще больше предметов европейского искусства находится на втором этаже музея, где Вы можете восхититься европейскими картинами, а также скульптурами девятнадцатых-двадцатых веков. Коллекция картин включает шедевры знаменитых европейских художников, таких как Эль Греко, Рафаэль, Рубенс, Ван Эик, Ван Дейк, Ван дер Вейден, Тициан, Рембрандт и Ян Вермеер, чья “Женщина с кувшином воды” является одной из главных работ музея.
Прелестна картина Лоренцо Лотто “Венера и Купидон”. На ней смешливый мальчуган… писает на богиню любви! Но тут нет художественного озорства или эпатажа – только сплошные аллегории. Венера изображена с диадемой и фатой невесты на фоне дерева, обвитого плющом – символом верности и вечной любви. Змея с древних времен была фаллическим символом, имеющим прямое отношение к данной ситуации. И, наконец, Купидон целится струйкой в миртовый венок – мирт олицетворял плодородие. В общем, в переводе на русский: совет да любовь!Особо впечатляет раздел французского искусства: отборная классика, целая галерея Родена, а каждому известному импрессионисту отведен целый зал или даже несколько!
Рядом с импрессионистами – как бы в укор – размещен зал реалистов: вот, мол, не шагали в ногу со временем, рисовали по старинке. Здесь висит великолепный “Портрет Гаршина “ кисти И.Репина. Во французских залах запоминается гениальная картина Жака Луи Давида “Лавуазье с женой” (1788). Великого ученого его супруга потревожила в лаборатории, в момент работы над рукописью.
Он озабоченно смотрит на нее: не слишком ли много занимается наукой, достаточно ли времени уделяет любимой женщине? Художник пророчески ощущал трагизм ситуации: через шесть лет по надуманному обвинению якобинцы отправят 50-летнего Лавуазье на гильотину…
Портрет Лавуазье с женой считается не только одним из лучших произведений Давида, но и начальной ступенью в развитии портретной живописи XVIII в.
4. Отдел современного искусства.
Отдел современного искусства занимает 60 000 квадратных футов (6 000 м2) галерейного пространства и содержит более 13 тысяч произведений мастеров двадцатого века. Здесь представлены живопись, скульптура, графика начиная с 1900 года. Среди десяти тысяч полотен немало работ, принадлежащих кисти Бекмана, Пабло Пикассо, Джаспера Джонса, Джексона Поллока и 40 картин Поля Клее, охватывающих всю его карьеру .
Коллекция включает такие шедевры, как: “Портрет Гертруды Штайн” Пикассо, “Белый флаг” Джаспера Джонса, “Осенний ритм” Джексона Поллока и триптих Макса Бекмана “Начало “, а так же полотна других художников.
5.Отдел оружия и доспехов.
Один из самых обширных отделов музея посвящён оружию и доспехам различных времён и культур. Первые экспонаты данной коллекции были приобретены в 1881 году. В 1904 музей купил два крупных собрания европейского и японского оружия, и его коллекция быстро приобрела международную известность; в 1912 был создан отдельный отдел. При входе в его главный зал, посетитель прежде всего видит кавалькаду конных рыцарей, как бы скачущих в центре зала. Эта группа фигур была установлена в 1975 году, благодаря помощи исследователя русского происхождения и специалиста по истории холодного оружия, Леонида Тарасюка (1925—1990). В экспозиции внимание уделяется прежде всего мастерскому исполнению экспонатов, поэтому немалую долю среди них составляют парадные и декоративные предметы. Наиболее широко представлены предметы европейского Средневековья и Японии V—XIX веков, однако в целом, отдел занимает практически первое место по охвату регионов мира — в нём присутствуют оружие и доспехи из Древнего Египта, Греции, Рима, с Ближнего Востока, из Африки, Океании и обеих Америк, а также коллекция американского огнестрельного оружия (в частности, кольтов) XIX—XX вв. Среди экспонатов есть доспехи XV—XVI веков из Ирана и Анатолии, а также украшенное самоцветами оружие из Османской империи и державы Великих Моголов. Объём коллекции — около 14 тысяч предметов; среди них много вещей, которыми пользовались особы королевской крови, включая доспехи короля Англии Генриха VIII, короля Франции Генриха II и императора Фердинанда I.
Жемчужиной этого собрания по праву считается полное собрание револьверов и пистолетов Кольт. В собрании оружия (отдел открыт в 1912) находятся рыцарские доспехи из Италии (ок. 1400), из Великобритании (1527), доспехи для воина и коня из Германии (ок. 1510), доспехи для турниров из Франции (ок. 1550–1560) и из Испании (ок. 1590), шлемы, мечи, рапиры, алебарды, огнестрельное оружие.
6. Как добраться до музея и о билетах в музей.
Адрес: 1000 5th Ave., NY 10028 (пересечение с 82 стрит)
Сайт: metmuseum.org , телефон: 212 – 535 – 77 10
Проезд: Метро линии: 4, 5, 6 до 86 street.
Часы работы: со вторника по четверг, а так же в воскресенье 09:30 — 17:30. Пятница, суббота и понедельник 09:30 — 21:00.
Cтоимость билетов: Взрослый- $25, старше 65 лет- $17, студенты -$12, дети до 12 лет – бесплатно. Такие билеты действительны в течение 3 дней, по ним можно посетить не только музей на Пятой авеню, но и филиалы в здании Бройера (искусство 20 и 21 вв., на Мэдисон-авеню и 75-й улице) и монастыре (северная часть парка Manhattan’s Fort Tryon Park). Купить их можно в кассе , либо онлайн.
Стоимость “ПЛАТИ СКОЛЬКО МОЖЕШЬ” только для жителей Нью Йорка (ищите сокращенное обозначение PWYW и платите сколько хотите ).
Экскурсии по музею – бесплатные, надо только знать, в котором часу и в каком месте музея начинается интересующая вас экскурсия.
Обзорные экскурсии на русском – по пятницам, начинаются в 1:30 в Главном холле (основной вход в музей). Русские экскурсии по античной коллекции – по четвергам, начало в 1:00 дня, там же.
В здании находятся два гардероба, с правой и левой стороны в главном вестибюле. Чтобы не терять время — обязательно проверьте, где меньше очереди.
В следующий раз мы познакомимся с оставшимися шестью отделами МЕТ музея.