Композиция в фотографии.





Для того, чтобы фотография смотрелась гармонично и “притягивала взгляд”, необходимо при фотографировании следовать законам и правилам композиции.
Композиция (от лат. compositio)  – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Кадр с правильно выстроенной композицией легко и непринужденно смотрится, доставляет эстетическое удовольствие, на нем видна логическая связь между предметами и деталями изображения.
При фотографировании важны и точка съемки, и расположение объектов, и колорит.
Композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире.

1. Правило Третей (1/3).

Пространство кадра мысленно (зрительно) разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 равных прямоугольников. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается сетка с точками пересечения линий. Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Объекты, находящиеся на пересечении этих линий будут соответствовать лучшему восприятию. Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений.
В пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).
При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с “фотографией из паспорта”. Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

2. Правило Золотого сечения (3/8, 5/8).
Золотое сечение
Золотое сечение 3/8 и 5/8

Объекты, содержащие золотое сечение воспринимаются обычно как наиболее гармоничные. Золотое сечение – это близкое понятие к правилу третейта же пропорция, только теперь мы делим наш снимок таким образом, как показано на рисунке слева. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.
Любой человек обращает внимание в первую очередь на обозначенные выше точки пересечения, независимо от размера и формата кадра. В этих точках также желательно располагать сюжетно важные части снимка.

3. Правило диагоналей.

Существуют второстепенные линии, которые должны “вести”взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Интересно смотрятся объекты, расположенные по диагонали кадра. Стоит заметить, что диагональ из нижнего правого в верхний левый угол смотрится достаточно спокойно, стабильно либо символизирует рост. Противоположная же диагональ обычно придает снимку динамичности.
Какие-либо линейные объекты (ограждения, дороги, тропы и т. д.) смотрятся более живыми, если их расположить по диагонали.

4. Равновесие на снимке.

Кадр должен быть равномерным и уравновешенным. То есть, низ не должен быть слишком тяжелым если верх почти пустой.
Любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Симметрия всегда притягивает взгляды.

Психологически, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают внимание зрителя.

Самый простой способ уравновесить композицию – это расположить объект съемки по центру изображения. Но такое решение не всегда бывает самым удачным. Для выравнивания неуравновешенной композиции, следует ввести в пустующую (облегчённую) часть снимка какой-либо объект. Нужно учитывать, что в фотографии вес заменяется: объемом; цветом; ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный “вес”: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.
Фигуру человека можно уравновесить за счет разнообразных движений. Например, жест рукой в одну сторону композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Прием композиции – развивающееся движение

Развивающееся движение – это психологический эффект, который предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.
Развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий взгляд требует значительно большего свободного места в кадре. Но взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Рекомендации и советы.

Следует иметь в виду при композиционном построении кадра, что:
1. Перемещение слева направо всегда кажется быстрее, чем справа налево.
2. Объект, размещенный с правой стороны, “весит” больше, чем расположенный слева.
3. Предмет, находящийся в верхней части кадра, “весит” больше, чем точно такой же предмет внизу кадра.
4. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно “весит” больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило “рычага”: чем дальше от центра равновесия — тем больше “вес” элемента в композиции.

Задний план (фон). Перспектива. Ритм.

Выбор заднего план – это важная задача для фотографа. Как правило, выбор основного объекта съемки уже с первых шагов не вызывает особых трудностей. Другое дело – фон. Фоном может быть все что угодно.
Фотокамера, в отличие от глаза, беспразборно фиксирует все. В результате важное событие или факт переднего плана может быть “засорено” на снимке незначительными и, главное, отвлекающими внимание деталями.
Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.
Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.
Ритм – это еще одно важное выразительное средство. Под ритмом понимается изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.
Интересно смотрятся кадры с чередующимися элементами. Например, несколько колон, образующих коридор.

Ошибки в композиции кадра.

Ошибки в композиции встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и пыта. Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках.
1. Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приспособиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.
2. Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не вляется целью, следует следить за ракурсом и пропорциями.
3. Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.
4. В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.
5. Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать – тем более. Расположение по центру кадра – пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.
6. Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которая ожидается от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока,  бутылка, окурок…) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.
7. Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться.
8. Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов – фотомусора, зачем они нужны – непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.




Leave a Reply