Искусство Ислама в Метрополитен Музее.

Центральный вход в МЕТ музей




Введение.

Метрополитен музей обладает богатой коллекцией искусства ислама.
ИСЛАМ (от арабского – покорность, предание себя [Единому] Богу), одна из мировых религий, вторая по численности, после христианства. Вместе с иудаизмом и христианством, относится к монотеистическим, так называемым, авраамическим религиям. Основатель ислама – Пророк Мухаммед. Он создал первую общину последователей ислама, получивших имя мусульман («покорных [Единому] Богу»).
Главным священным текстом служит Коран – Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении, через ангела Джибриля. Второй, важнейший источник вероучения, права и религиозные обрядности ислама – Сунна, представляющая совокупность преданий (хадисов,) об изречениях и деяниях Пророка.
 Ислам – религия, которая возникла в VII веке нашей эры, в городах Мекка и Медина, области Хиджаз, на Аравийском полуострове. Ислам вобрал в себя традиции таких религий, как иудаизм и христианство, восприняв многие их положения и догмы, синтезируя элементы греческой философии, римского права и восточных верований.
В отделе Исламского искусства МЕТ музея, организованном в 1963 году, хранятся произведения из стекла, металла, ковры, рукописи из Египта, Сирии, Месопотамии, царские миниатюры из Персии и Индии.
Ещё со времен пророка Мухаммеда установилось, что предметы, на которых имеется изображение животных или людей (паласы, покрывала, подушки, монеты и т. д.), не несут в себе канонической запретности (харам). Максимум, что может быть, – это нежелательность (макрух), когда эти иллюстрации на той или иной домашней утвари, отвлекают человека во время совершения молитвы-намаза. Но, просматривая экспозицию искусства ислама, нужно иметь в виду, что изображения людей вообще запрещены у суннитов.
Метрополитен музей снял с публичного показа все картины, изображающие Мухаммеда, чтобы не задевать религиозные чувства верующих мусульман.
Коллекция исламского искусства музея не ограничивается исключительно религиозным искусством, хотя значительное количество предметов в этой коллекции, были первоначально созданы для религиозного использования или в качестве декоративных элементов мечети.
Галерея исламского искусства реконструировалась с 2001 года и была вновь открыта 1 ноября 2011 года, где в обновлённых залах представлено искусство арабских земель: Турции, Ирана, Средней Азии и позднее Южной Азии.
Коллекция широко представляет исламскую культуру, характерную для различных исторических периодов, а  также, для различных стран Европы (Испании), Северной Африки и Центральной Азии.
Здесь широко представлены художественные орнаменты, каллиграфия, животные, высоко художественно оформленные тексты, как религиозного, так и светского содержания.

Керамика и текстиль.

Большая часть, из более чем двенадцатитысячной коллекции, отдела исламского искусства Метрополитен музея, состоит из уникальных, высокохудожественных светских предметов, включая керамику и текстиль.

Арабский орнамент на керамике.
Арабский орнамент на керамике.

Восточная керамика.

Искусство керамики в различных странах, имело свой источник зарождения и путь развития, на протяжении веков. Существенное влияние на его становление оказывали исторические события, национальные и религиозные особенности населения, климатические и географические факторы. Распространение направлений искусства по миру, обмен мастерством художников и ремесленников в средние века, был связан с переделом территорий (военными противостояниями) и налаживанием торговых связей между государствами (формированием сухопутных и морских путей).
 В мусульманских странах происходило ограниченное заимствование из других культур: наиболее сильно воздействовали на эволюцию искусства – традиции и религиозные догматы .
Секреты изготовления керамики были известны ещё с древности.   Ранние изделия для хозяйственного использования, производились из глины с последующим обжигом, имели матовую поверхность и выполняли исключительно практическую функцию. Для придания декоративных свойств, мастера украшали свои изделия рельефным орнаментом. Такую посуду производили и использовали на протяжении многих веков, несмотря на появление богатого разнообразия декора.
На протяжении многих веков, мастера мусульманских стран производили самые лучшие в мире керамические и гончарные изделия. Их продавали и покупали как украшения, использовали в домашнем хозяйстве для питья, приготовления пищи, освещения и стирки. Изготовление горшков и мисок, было серьёзным бизнесом и предметом торговли.
Владение арабами технологией глазурования и люстрирования, положило начало целой эпохе в керамике и позволило создать поистине необыкновенные произведения керамического искусства. Религиозные ограничения в изобразительных сюжетах привели к возникновению сложнейших орнаментов – арабесок, которые как ковер покрывают стены и полы арабских домов.

Керамическая плитка с Арабесками.
Керамическая плитка с Арабесками.

Можно сказать, что именно арабы положили начало декорированию фасадов зданий керамикой. Они привезли свои технологии и орнаменты в Европу и с них началось распространение майолики по всему континенту, получившей свое название от названия острова Майорка, через который завозились в Европу образцы арабского керамического искусства.

Иранская керамика. X век.
Иранская керамика. X век.

Керамические технологии развивались одновременно во всех концах света по – разному и зависели от обстоятельств. В Китае изобретают фарфор в связи с нахождением коалина, а религиозные запреты на золотую посуду в странах Востока, приводят к появлению технологии люстрирования, то есть покрытия керамического изделия тончайшими, надглазурными пленками из оксидов металлов, что делало его похожим на драгоценный сосуд.

Посуда XII-XIII веков. Иран.
Посуда XII-XIII веков. Иран.

Посуда из глины изготавливалась с большим мастерством, методом, похожим на современный: с использованием гончарного круга, затем сушки и обжига в печи. Эти изделия являлись образцами красоты и, благодаря мастерству мусульманских гончаров, стали украшением коллекций. Мусульмане так же разработали блестяще глазурованное покрытие изделий.

2 тарелки с кораблями. Турция. Отоманский период. XVII век.
2 тарелки с кораблями.Турция. Отоманский период. XVII век.

Восточный текстиль.

Наиболее ярким представителем восточного текстиля является ковер. А иранские ковры – это само совершенство! Они были такими сотни лет назад, и по сей день остались непревзойденными. Ковры создавались ткачами, без предварительной прорисовки эскиза на миллиметровой бумаге. Иранские ковры очень эмоциональные, выразительные, естественные и теплые. Им присуща динамика линий и контрастность локальных цветов.

Иранский (персидский) и Индийский (1650 г.) ковры.
Иранский (персидский) и Индийский (1650 г.) ковры.

Ковёр в восточной культуре – не просто предмет обихода. Это своеобразный микрокосмос, наполненный множеством символов. Это определило и своеобразный стиль орнамента. Можно утверждать, что ковер, в символическом виде, отражает весь мир вокруг человека.

Турецкий и Персидский ковры.
Турецкий и Персидский ковры.

Ковроткачество возникло в среде кочевых племен Средней Азии много тысячелетий назад. Ковер стал выразителем культуры создавшего его народа. Цвета, в которые окрашивалась пряжа, извлекались из стеблей и листьев разных растений, их корней, цветочных лепестков. В коврах чаще всего встречаются теплые охристые, кирпичные, ореховые, кремовые, желтые и зеленоватые оттенки, которые прекрасно дополняют друг друга.

Художественный орнамент.

Искусство восточного орнамента великолепно и неподражаемо. Орнаменты изображаются на бытовых предметах, на рукописных изданиях, на архитектурных памятниках и на оружии.
 Привлекает внимание многих посетителей, восточный орнамент на турецкой сабле XVIII века (серебро,чернь,кожа), на индийском оружии (кинжале, стиллете, сабле), а также использование драгоценных камней и эмали.

Восточный орнамент на оружии.
Восточный орнамент на оружии.

Как и во многих других отделах музея, галереи исламского искусства содержат много предметов интерьера, украшенных восточным орнаментом. Яркой иллюстрацией орнамента в интерьере, является полностью реконструированная комната, Нур Аль-Дин. Это комната располагалась в 18 веке, в одном из домов Дамаска.

Дамасская комната Нур Аль-Дин. XVIII век.
Дамасская комната Нур Аль-Дин. XVIII век.

На таких экспонатах, как персидские ковры, декоративные ткани из Ирана, серебрянные сосуды времён Сасанидов, представлены изумительные по красоте восточные орнаменты.

Восточный орнамент на предметах быта и интерьера.
Восточный орнамент на предметах быта и интерьера.

Арабески – разновидность восточного, художественного орнамента.

Арабеска (от франц. arabesque -“арабский”) – это характерный для арабского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора – геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали “боязнью пустоты”.

Арабески. Цветочный орнамент. Персия.
Арабески. Цветочный орнамент. Персия.

Рисунок арабески, по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке, и согласуется с представлениями мусульманских богословов о “неопределённо продолжающейся ткани Вселенной”. Бесконечное, протекающее в заданном ритме “движение” арабески, может быть остановлено или продолжено в любой её точке, без нарушения целостности узора. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера, не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом, или ювелирном изделии.

Художественная, исламская каллиграфия.

Исламская каллиграфия включает арабскую, османскую и персидскую каллиграфию. Культура каллиграфии является неотъемлемой частью искусства ислама. Применение каллиграфии в арабском мире также чрезвычайно многообразно.
Даже после изобретения компьютеров искусство письма не погибло: ничто не способно заменить работу умелого мастера, точёного пера и чернил. Сегодня каллиграфические надписи можно встретить при оформлении свадебных приглашений, музыкальных альбомов, открыток и знаков. Этот вид искусства до сих пор используется в Коране, применяется для иллюстрации книг по различным темам: искусству, архитектуре, поэзии, технологии.
Каллиграфия, как религиозная, так и светская, хорошо представлена ​​в отделе исламского искусства музея: это и официальные указы Сулеймана Великолепного и ряд рукописей Корана, отражающих разные периоды и стили каллиграфии.

Образцы арабской каллиграфии
Образцы арабской каллиграфии

Исламская каллиграфия получила развитие в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще, так называемого аниконизма.
Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения “божественного послания”, заключённого в Коране. Примером чему является “Басмала”.

Коран, Басмала, Аят, Тасхиб.

Коран Басмала Айат
Коран Басмала Айат

Рукописи  Корана, отражают разные периоды и стили каллиграфии. Современные художники-каллиграфы также используют слово или фразу для передачи прямого сообщения или создают композиции из форм арабских слов.
Басмала – исламский термин для обозначения фразы, с которой начинается каждая из 114 сур Корана , кроме девятой.
Басмала (Бисмилла) звучит так: “Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим” (“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного”). Именно с этой фразы и начинаются почти все суры Корана. Басмала произносится мусульманами во время молитвы, перед началом любого дела, пишется в начале писем, официальных документов, а перед едой Басмала произносится вместе с другой молитвой: “Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва атым-на хайран минху!” (“О Аллах, сделай эту пищу благословенной для нас и добавь нам этого!”). Басмала-это самостоятельный аят Корана.
В музее представлена богатая коллекция образцов басмалы, в том числе и в форме груши.
Аят -(чудо,знамение,откровение) структурная единица Корана, обычно понимаемая как Стих Корана.   В музее представлены образцы аятов в Коране . Также  аят встречается  в архитектурных элементах, как например :“Аят света “, украшающий купол Святой Софии в Стамбуле с XVI века.
Выполненные великолепной каллиграфией страницы Корана дополнительно украшаются золоченными иллюстрациями, получившими название “Тахсиб”.

Тасхиб
Тасхиб

Тасхиб (“золочение”) – это искусство украшения текста. В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана (Басмалы) “Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного”. Позднее украшать стали уже всю страницу, заполняя орнаментами промежутки между словами, строками и рамку по краю страницы. Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота (“захаб”).
Через какое-то время тасхиб превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер тасхиба. Школы тасхиба популярны в Иране и по сей день.

Каллиграфические стили

В исламской каллиграфии было создано несколько стилей (почерков) или пошибов. Главные почерки арабской каллиграфии – это куфи, насх и сулюс (сульс).

Почерк Куфи

Самым ранним из почерков является куфи, господствовавший примерно до XII века. Название “Куфи” произошло от названия иракского города Куфа. Почерку куфи свойственны массивные, угловатые буквы, бедность лигатурами, большое расстояние между группами слитно написанных букв, для которого характерно тяготение к прямым линиям и четким геометрическим формам.
Самые ранние известные надписи куфийским шрифтом датируются VI веком. Именно этим стилем переписаны первые рукописные копии Корана.
В настоящее время куфи канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана.

Каллиграфия почерк Куфи
Образец каллиграфии почерка  Куфи

Так же куфические шрифты применяются как декоративные в заголовках и вывесках. Один из входящих в состав Microsoft Windows арабских шрифтов, Andalus (названный в честь Андалусии, самой западной части Арабского халифата), повторяет восточный куфический почерк.

Andalus font family
Andalus font family

Почерк насх

Вторым по времени создания и первым по распространённости в современном мире является шрифт насх (от араб. писать; копировать). Горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв.

Образец каллиграфии почерком Насх
Образец каллиграфии почерком Насх

Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом. Насх – один из двух каллиграфических стилей, владение которым обязательно для грамотного араба. Считается, что именно от этого стиля происходят все более поздние вариации арабских шрифтов.
Хочу обратить ваше внимание на редчайший ковер ручной работы, в котором использовано каллиграфическое письмо золотыми нитями и арабески.

Ковёр ручной работы с каллиграфическим письмом золотыми нитями
Ковёр ручной работы с каллиграфическим письмом золотыми нитями

Почерк сулюс или сульс

Некоторые каллиграфические стили использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм – художественных произведений каллиграфов. Таков шрифт сулюс или сульс (“одна треть”) включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.

Шрифт сулюс
Шрифт сулюс

 Тугра – персональный знак правителя

Тугра – это персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул, являлся официальной монограммой или подписью Османских султанов. Тугра появилась в 14 веке на государственных документах, затем ее использование распространилось на печати, ворота мечетей, монеты, а позже на банкноты, почтовые марки. Тугру создавал в начале правления нового султана придворный каллиграф.

Тугра на монетах и бумажной банкноте
Тугра на монетах и бумажной банкноте
Тугра Ибн Саида на марке Саудовской Аравии
Тугра Ибн Саида на марке Саудовской Аравии

Всего известно 35 тугр османских падишахов (тугра султана Османа I Гази либо не сохранилась, либо вовсе не существовала) – и все они настоящие произведения искусства. ( 35-я тугра последнего 36-го османского султана Мехмета IV Вахидеддина была отчеканена на последней монете Османской империи в 1920году.)

Музейные тугры Сулеймана I Великолепного.

В коллекции музея представлены всевозможные тугры, размещенные на документах, книгах, коврах и т.д. Особенно заметны тугры султана Сулеймана I Великолепного (годы правления 1520-1566 гг.). Эти тугры представляют собой каллиграфические композиции, содержащии имя султана, имя его отца, титул и фразу “Вечно победоносный.”

Письмо Султана Сулеймана и тугры.
Письмо Султана Сулеймана и тугры.

Светская живопись и скульптура в искусстве ислама.

Не все ветви ислама запрещают изображение людей в категорической форме. Например, у шиитов избражения людей дозволены, но если только это не касается религиозных объектов. Светская живопись и скульптура ислама представлены в экспозициях музея.

Светская живопись

Конники сасанидов.
Конники сасанидов.

Светская живопись ислама представлена, как правило миниатюрами на различных материалах – папирусе, бумаге, фарфоре. В музее заметное место занимает собрание миниатюрных картин Великих Моголов из Ирана и Индии на бумаге. Это собрание миниатюр является изюминкой коллекции музея.
Такие миниатюры, как “Птичий разговор” Фарида аль-Дин Аттара, (1600 год) и “Любовники” Аббаси,(630 год), “Танцующие дервиши” Миниатюры XV в. являются яркими представителями этой коллекции музея.

Исламская миниатюра.
Исламская миниатюра.

Одна из популярных тем – сцены охоты, битв, изображение великих завоевателей и воинов ислама, а так же знатных раджей на конях.

Исламские конники.
Исламские конники.

Исламская скульптура.

В исламской культуре, светская скульптура распространена значительно меньше, чем в западно-европейской. Но все же, в музее имеются очень заметные образцы исламской скульптуры. Это: фигуры людей; барельефы на архитектурных элементах; научные приборы, такие как астролябия; всевозможные украшения.

Исламская скульптура.
Исламская скульптура.
Украшения, Астролябия.
Украшения, Астролябия.

Совершенно отдельно стоят доспехи воинов. Они настолько красивы, что невозможно о них не упомянуть. Доспехи изготовлены из серебра и украшены золотым орнаментом.

Доспехи туркменских воинов. Серебро, золото. XV в. и шлем. Иран XIV в.
Доспехи туркменских воинов. Серебро, золото. XV в. и шлем Иран XIV в.

Это любопытно!

Тугра В. В. Путина/
Тугра В. В. Путина/

Свои тугры есть у В.В. Путина, Д. М. Медведева, Б.Н. Ельцина. Эти тугры используются при подписании официальных документов с мусульманскими странами. Исламоведы говорят, что до Петра I, мусульманские знаки – тугры, имели все русские цари.
Тугры президентов РФ, создаёт ветеран войны, исламский каллиграф русского происхождения Владимир Попов. В России, 85-летний Владимир Попов, считается самым заслуженным мусульманским художником.

Майя Михайлова.